В последние годы производителям смартфонов все сложнее нас удивлять, по большому счету, они сейчас соревнуются в качестве камер и энергоэффективности чипов.
Из профильных изданий практически пропали заголовки со словом “Инновация”. Блогеры всех мастей вынуждены до мелочи докапываться, чем же новый флагман той или иной компании отличается от прошлогоднего.
Стагнирует вся сфера технологии в целом. Поэтому давайте вспомним инновации прошлых лет, которые не прошли проверку временем.
Хотя эти решения были представлены как что-то прорывное, но на деле оказались не юзабельными или никому не нужными:
- управление смартфоном жестами;
- сканирование радужной оболочки глаз;
- боковые грани, реагирующие на силу сжатия;
- 3D экраны.
3D Touch
Эта технология была представлена вместе с iPhone 6s, она позволяла пользователю выполнять различные действия, в зависимости от силы нажатия на экран.
Например, можно было вызвать короткое подменю в приложениях, не открывая их, а лишь сильнее надавив на иконку.
Во время презентации iPhone 6s новую технологию назвали “революцией”, при этом внедрение 3D Touch в экран Айфона стоило компании Apple немалых денег.
Как работает технология 3D Touch? Производителю пришлось разместить под экраном дополнительную плату, так называемый “датчик силы нажатия” состоит из специальных конденсаторных пластин. Они располагались в самой задней панели дисплея за его подсветкой.
3D Touch панель измеряла расстояние между вашим пальцем и своим чувствительным слоем. При сильном нажатии на экран стекло дисплея слегка прогибалось.
Система считывала эти изменения и запускала необходимое действие, например показывала всплывающем меню приложения.
Причины провала. Какие проблемы пользователя решает 3D Touch? На самом деле почти никаких. В некоторых случаях просто тапнуть по иконке приложения и после этого выполнить необходимые действия было даже проще, ведь список действий во всплывающем меню был сильно ограничен.
В реальной жизни 3D Touch мало кто пользовался, потому что в нем не было большого смысла, а все сценарии использования могли быть реализованы долгим нажатием, что и поняла Apple.
Сначала в iPhone Xr, а затем и во всей линейке iPhone 11 модуль, отвечающий за распознавание силы нажатия на экран, отсутствует. Функциональность вызова короткого меню без запуска приложения осталась – сильное нажатие просто заменили на долгое.
Здесь есть 2 плюса:
- Дисплей без технологии 3D Touch стоит значительно дешевле.
- Появляется место для увеличенной батареи, или можно сделать корпус тоньше.
Сканирование радужной оболочки глаз
7-8 лет назад на рынке появились смартфоны с системой распознавания человека по радужной оболочке глаз. Маркетологом было легко преподносить технологию, как нечто революционное.
Смартфонов с таким датчиком было немало. Взять ту же линейку Samsung Galaxy Note или линейку Lumia 950 от Microsoft. Такие смартфоны сразу же попадали в заголовки многих профильных изданий про гаджеты.
Технологию сканирования радужной оболочки часто называют “сканированием сетчатки глаза”, но это ошибка! Сетчатка расположена внутри глаза, ее не видно, а вот радужка (видимая часть глаза) – это совсем другое дело. Собственно они и идет речь, когда мы говорим о цвете наших глаз.
Рисунок оболочки радужки можно сравнить с отпечатком пальца, он также уникален. Найти человека с одинаковым рисунком линий на поверхности кожи пальцев или на радужке глаз практически невозможно.
Отсканировать сетчатку глаза, а точнее кровеносную систему, все же возможно, но это другая технология, которая в смартфонах не используется.
Как работает технология сканирования? Смартфон имеет высококонтрастную камеру, чувствительную к инфракрасному излучению и собственно сам инфракрасный излучатель. Невидимое нами ИК-излучение направляется на глаза, благодаря чему камера делает несколько очень детальных снимков радужки.
Напомню, сам сенсор улавливает невидимый инфракрасный спектр света, что повышает точность сканирования. Ну а дальше все просто: система переводит изображение в цифровой код и сохраняет.
При следующей попытке разблокировать смартфон процедура повторяется. Изображение сравнивается с сохраненными ранее данными, и телефон разблокируется. Примерно как Face ID, только сканировать глаза сложнее, чем лицо.
Причины провала. У сканирования сетчатки глаза есть много технических ограничений. Для стабильной работы системы требуются определенные расстояния между глазами и камерой гаджета. Телефон приходилось двигать то ближе, то дальше от лица – это жутко неудобно. Да и скорость такого сканирования оставляла желать лучшего.
Наконец существовали альтернативные решения, которое в разы удобнее – тот же сканер отпечатка пальцев.
Ну а спустя пару лет Apple показала знаменитый Face ID, который уделывал разблокировку по роговице по всем пунктам и стал гораздо удобнее.
Измерение пульса
Совсем недавно в смартфонах появилась возможность измерять пульс при помощи датчиков или камеры. Достаточно установить специальное приложение, запустить его и приложить палец к камере и вспышке.
Как работает. Во время ударов сердца кровь двигается по сосудам. Вспышка подсвечивает внутренние ткани пальца, а камера регистрирует пульсацию крови внутри капилляров.
Сами крошечные сосуды камера через кожу не увидит, но во время движения крови по капиллярам уровень освещенности внутренних тканей будет меняться.
Грубо говоря, камера будет получать то более темные, то более светлые кадры. Подсчитав количество более темных кадров за определенный отрезок времени можно определить пульс.
Причины провала. Ни одно медицинское учреждение подобную технологию применять не станет, так что это по сути просто развлечение. Ну а измерять пульс во время тренировки с помощью камеры – это вообще дичь, ведь после каждого измерения тебе нужно протирать объектив. Никакой реальной пользы данная “инновация” не несет.
Устройства вроде Mi Band в этом случае явно эффективнее. Однако производители гаджетов продолжают работу в направлении сканирования пульса с пальца. На рынке появились смартфоны, которые измеряют его с помощью подэкранного дактилоскопического датчика.
Рассмотрим технологию на примере Xiaomi Mi 11. Принцип работы подэкранного пульсометра не сильно отличается от предыдущего решения. В этом случае палец подсвечивается не вспышкой, а дисплеем смартфона.
В месте, куда вы подносите палец, экран становится максимально ярким. Ну а пульсацию капилляров регистрирует тот же оптический сенсор, который считывает рисунок кожи и разблокирует ваш смартфон.
Причины провала этой технологии все те же. Ни один медицинский работник не станет опираться на показатели такого сенсора. Смысла в таком способе измерения ЧСС никаких. Во время тренировок этим заниматься ты точно не будешь, да и в течение дня это неудобно.
Управление жестами
В 2019 году Google предложила технологию Motion Sense. Ее получили смартфоны линейки Pixel 4. Гаджеты оснастили миниатюрным датчиком движения – он находится в верхней части передней панели смартфона.
Как работает. Система представляет собой миниатюрный датчик, он фиксирует движение в трехмерном пространстве с помощью радарного луча. Когда пользователь проводит рукой перед экраном телефона, система передает короткие радиоволны в направлении руки, а после принимает отраженные сигналы.
Этот процесс повторяется несколько раз в секунду, что позволяет датчику определить направление движения руки и отдельных пальцев. А после передать соответствующую команду операционной системе смартфона.
Причины провала. Нужен ли вообще такой радар в смартфоне? Что проще: двигать большим пальцем по экрану или положить смартфон горизонтально и махать перед ним руками?
Помимо самой идеи управления жестами хромало и ее исполнение. Система Android изначально написана под нажатия на экран, управление жестами не было интуитивно понятным и скорее вызывало дискомфорт при использовании.
В реальной жизни Motion Sense почти никто не использовал, в том числе из-за частых глюков и ложных срабатываний. Плюс географические ограничения – технологию просто нельзя было активировать в большинстве стран мира. Датчик работал на частоте 60 ГГц, но во многих государствах работа устройства на этой полосе запрещена на законодательном уровне.
Уже в следующем поколении смартфонов Pixel компания Google отказалась от установки датчика.
Боковые грани смартфона
В какой-то момент производители смартфонов решили, что взаимодействие с гаджетом с помощью сенсорного дисплея и физических кнопок – это прошлый век, и тогда на рынке появились мобильные телефоны с чувствительными боковыми гранями. Причем они считывали не прикосновение, а сильное сжатие.
Как работает технология Active Edge. Рассмотрим на примере Google Pixel 2. По бокам смартфона расположены “датчики давления”. Они состоят из ряда резисторов, которые расположены между двух гибких печатных плат. При этом резисторы чувствительны к сгибу.
Когда пользователь сжимает боковые грани телефона, корпус слегка деформируется. При этом вместе с корпусом слегка деформируются те самые гибкие платы, а расстояние между резисторами немного меняется, из-за чего изменяется электрический сигнал, проходящий через датчики. Смартфон считывает эти изменения, а операционная система запускает то или иное действие. Например, активирует голосового ассистента или камеру.
Причины провала. Много ложных срабатываний. То есть ты можешь непроизвольно сжать гаджет, и каждый раз он будет запускать какое-то приложение или набирать чей-то номер.
Плюс это сложную систему датчиков легко заменяют виджеты на главном экране. Зачем запускать ту же камеру сильным нажатием на корпус, когда можно тапнуть по иконке виджета.
Плюс плохой маркетинг. На презентации Pixel 2 публике рассказывали про активные боковые грани смартфона, но официальную презентацию смотрят далеко не все, а в рекламных материалах об этой фишке вообще не говорили.
Смартфон с 3D экраном
В 2011 году на рынке появились HTC EVO 3D и LG Optimus 3D. Они могли снимать фото в 3D и даже отображать трехмерную картинку без каких-либо очков.
Это были не первые телефоны на рынке с подобной технологией, но недавно самые известные.
Как работает 3D экран. Чтобы добиться стереокартинки, дисплей смартфона оснащают специальные параллаксной решеткой. Она расположена таким образом, что левый глаз видит один ряд пикселей, а правый – соседний. И когда дисплей отображает стереоконтент, каждый глаз видит немного разное изображение.
Но наш мозг устроен таким образом, что собирает картинку воедино – два изображения сливаются в одно, и получается 3D эффект.
При этом смартфоны могли и сами создавать стереоконтент. Гаджеты получили по две камеры, которые снимают одновременно, но с немного разной перспективой по аналогии с нашими глазами.
Камеры смартфонов снимают немного разные фотографии, так как находятся друг от друга на небольшом расстоянии, а встроенный софт соединяет их в одно фото. Получается стереоэффект.
Причины провала. Технология попросту оказалась “сырой”. Из-за наличия параллаксной решетки перед дисплеем в трехмерном режиме разрешении изображения снижается вдвое, ведь экран отображает сразу две картинки для каждого глаза по отдельности. То есть стереоизображение получалось мыльным.
А чтобы эффект 3D сработал, пользователю приходилось смотреть на дисплей под прямым углом. Даже при небольшом отклонении изображение становилось обычным. Еще многие жаловались на то, что просмотр контента в 3D формате вызывает головную боль, ведь мозг сам дорисовывает трехмерную картинку, получаемую из двух разных изображений.
Решить эти проблемы производители не смогли и просто отказались от технологии.
Глифы
Смартфон Nothing Phone – это самый свежий пример того, как компания продвигает свой продукт за счет абсолютно бесполезной функциональности, пусть и красивой. Но это просто светодиоды!
Мода на светящиеся элементы в дизайне гаджетов плавно проходит. Даже Apple давно отказалась от светящегося логотипа в Макбуках.
Для чего пользователи чаще всего будут использовать эти самые глифы? Чтобы не пропускать уведомления и звонки в беззвучном режиме или чтобы смотреть на уровень заряда батареи, когда смартфон подключен к розетке. Но тогда нужно класть телефон экраном вниз, а так он будет чаще царапаться.
Остается сомнительная польза для видеозаписи на крупном плане. Но не то, чтобы это очень нужно и как-то серьезно изменит картинку.
Глифы практически никак не улучшают твой опыт взаимодействия со смартфоном – это факт.
Любая новая функциональность, которая появляется в смартфонах, должна решать какую-то задачу или проблему, закрывать какие-то потребности. В случае с глифами этого банально не происходит, однако маркетологов компании Nothing можно похвалить. Реально заслужили.
Итоги
В последние годы на рынке смартфонов наблюдается кризис идей. Мы уже давно не ждем от презентаций новых гаджетов действительно революционных решений. Технологии уперлись в стену.
Большинству компаний просто нечего предложить нам в плане инноваций. Однако и в этой ситуации есть плюсы. У нас нет необходимости каждый год менять свой смартфон на новый, отдавая за него кучу денег.