Что мы знаем о Google? Это безумно богатая компания, которая делает миллиарды долларов на поисковике, рекламе и своем видеохостинге YouTube. Конечно еще есть почта Gmail, Google карты, а также операционная система Android и смартфоны Pixel – они приносят Гуглу меньше денег. Но все же эти продукты успешны.
Несведущему обывателю кажется, что Корпорация Добра точно знает, что делает и не совершает ошибок, но это не так. Как и в любой другой сверхбогатой компании, ее менеджменту хочется постоянно повышать прибыль. Для этого допиливаются текущие проекты и разрабатываются новые.
И опять же, как во многих других корпорациях, некоторые продукты не выстреливают, и просуществовав какое-то время, списки убыточных проектов сворачиваются.
Сколько проектов “убил” Google?
В этой статье расскажу о продуктах Google, которые компания по разным причинам была вынуждена закрыть. Вы будете удивлены – за свою историю Google выдала более двух сотен “мертворожденных” проектов. Есть даже сайт под названием “Кладбище Google” (Killed by Google) со списком провалившихся продуктов компании, который постоянно пополняется.
Нет смысла рассказывать про каждый неудачный проект Google, поэтому в статье уделим внимание только тем проектам, которые были на слуху.
Google Stadia
Начнем с самого свежего провала – Google Stadia. В конце сентября корпорация заявила, что закрывает свой облачный игровой сервис – это случится 18 января следующего года. Напомню, Stadia была представлена еще в 2019, но за три года компания так и не смогла привлечь к ней большую аудиторию.
В России, например, сервис так и не был запущен. Можно конечно играть через ***, но тут появляется проблема с оплатой и большим пингом (ping).
Сервис позволял играть в топовые игры без необходимости покупать дорогую приставку или собирать мощный ПК. Игра запускается на серверах компании Google, а картинка практически в реальном времени транслируется на компьютеры, телевизоры или даже смартфоны Google Pixel.
Правда кое-что купить все же было необходимо – так называемый “стартовый набор”. В него входит геймпад и ТВ приставка Chromecast Ultra. Комплект стоил 130 баксов. Помимо этого, если хочешь играть в 4К, нужно было оплачивать подписку – это еще 10 долларов в месяц, но это еще не все. Тайтлы, которые не входят в стартовый набор Google Stadia, надо было покупать отдельно. То есть у платформы был свой интернет-магазин, и неважно, покупали ли вы ту или иную игру до этого, надо было обязательно затариться еще.
Слухи о смерти Stadia появились еще в прошлом году, но в Google их не подтверждали до конца сентября. Так почему же сервис провалился? На мой взгляд, главное – это небольшой выбор игр на старте. Даже спустя несколько месяцев после запуска сервиса там оказалось всего лишь 28 игр.
Как пишут некоторые СМИ, дело в том, что Google не удалось привлечь разработчиков на свою платформу, мол, финансовая мотивация оказалась слишком низкой. В том же 2019 году корпорация открыла собственные студии для разработки эксклюзивных игр, но в феврале 2021 они были закрыты. Причем не было выпущено ни одного проекта вообще. Получается, деньги на создание студии, на набор персонала были попросту выброшены на ветер.
Что именно и достоверно пошло не так, мы не знаем, такой информацией Google не делится. Но неужели в такой богатой компании не смогли найти средства на классных разработчиков или просто не захотели, так как сами не верили в свой проект?
Почему на старте не запустили сервис в большем количестве стран? В начале, я напомню, их было в районе 20. Ведь больше стран – больше подписок, а значит и денег для поддержания проекта.
Возможно, пользователям все-таки не очень хотелось покупать дополнительное железо для стриминга, покупать дополнительные игры специально на платформе, на которой и так в принципе большого выбора не было, а некоторым еще искать костыли, ведь Stadia не было на многих рынках.
Google Play Music
В 2020 году Google похоронил свой сервис Play Music. Вот только не надо сейчас писать в комментариях, что он переродился, сервис жив, но под названием YouTube Music – это не так.
Переводить пользователей с одного приложения на другое пришлось не от хорошей жизни, да и сервисы все-таки довольно серьезно отличались, особенно поначалу.
Google Play Music увидел свет в конце 2011 года. Корпорация Добра делала на него большую ставку, не зря приложение было предустановлено почти на всех смартфонах на ОС Android.
Софт позволял не только прослушивать свою личную коллекцию музыки, но и покупать ее. И казалось бы тут Google не могла провалиться, уже тогда стало понятно, что будущее за стримингом.
Но была одна проблема. В Spotify это поняли раньше. К моменту запуска Google Play Music, шведская компания уже занимала большую долю на рынке стриминга. Но тот факт, что Play Music был предустановлен почти на всех смартфонах Android, давал Google шанс стать заметным игроком на этом рынке, нужно было только грамотно развивать свой сервис.
Но со временем что-то пошло не так. Компания годами не успевала обновлять интерфейс Play Music вслед за новыми версиями Андроида, да и оптимизация под разные диагонали дисплея хромала. В некоторых случаях кнопки управления уходили за рамки экрана, то есть по ним нельзя было кликнуть.
А владельцы Android постоянно жаловались на баги приложения, оно, например, не показывало загруженное треки с ПК. Для решения проблемы приходилось перезагружать смартфон. А еще приложение просто крашилось, а это уже дикость.
И вот так, прихрамывая на ходу, Play Music дожил до 2020 года, когда появилась возможность переезда на YouTube Music. К тому моменту второй музыкальный сервис существовал уже 2 года. Но долгое время удобно перенести свою библиотеку в него было нельзя.
Сам факт того, что у компании какое-то время параллельно существовали сразу 2 музыкальных стриминговых сервиса уже говорит о многом. Они вечно начинают делать одно, потом забивают на это болт и хватаются за другое в надежде в будущем перевести пользователей с одного провального приложения на новое.
Чего только стоит количество мессенджеров компании. Вот только многие не готовы ждать годами, они просто уходят к конкурентом – к тем же Spotify, Apple Music и другим.
Google+ (социальная сеть)
Проект был запущен еще в 2011 году. В интервью изданию Wired в том же году Вик Гундотра (он отвечал за создание соцсети) заявил, что на ее разработку было брошено больше сил, чем на любой другой проект корпорации.
Над Google Plus трудились около тысячи человек. Они хотели создать конкурентов Facebook, но со своими фишками. Уже на выходе Google+ давал пользователям инструменты для проведения видеоконференций и возможность редактирования фотографий.
Казалось бы, потрачено много денег, много человекочасов, такой гигант как Google просто не может проиграть на этом рынке. Но после запуска сервиса сами сотрудники Google отмечали, что создать конкурентов Facebook* им все же не удалось. Фишки вроде тех же видеоконференций оказались не востребованы, пользователи соцсети Цукерберга не понимали, зачем им нужно менять “шило на мыло”. Кроме того, их удерживали годами сложившиеся социальные связи: друзья, друзей, коллеги, бывшие одноклассники и одногруппники – все сидели в Фейсбуке*. Нельзя просто взять и перенести их из одной соцсети в другую.
Многие пользователи после первоначальной регистрации зашли в Google+ всего лишь один раз, осмотрелись, кликнули по паре кнопок, поняли, что это какая-то дичь, и ушли с концами.
Но слабая вовлеченность пользователей – это не единственная проблема Google+. В марте 2018 года корпорация обнаружила уязвимость в системе безопасности социальной сети, из-за которой утекли данные сотен тысяч пользователей платформы. И какое-то время компания скрывала этот факт.
В Google были уверены, что утечка данных ударит по имиджу компании, и решили умолчать. Однако о дыре в системе безопасности стало известно журналистам издания “The Wall Street Journal”. Тогда Google пришлось выступить с официальным заявлением. В корпорации уверяли, что после обнаружения утечки данных они быстро выпустили патч. Также отмечалось, что под угрозой оказались не самые важные личные данные пользователей.
Но было поздно, доверие к и без того непопулярной соцсети было подорвано. Это поняли и в самой Google и объявили о закрытии проекта.
Hangouts и Google Allo
Вслед за Google+ уходит в прошлое Hangouts. Компания предлагает пользователям перейти на Google Чат. Из хорошего: все диалоги при переходе будут сохранены.
Тем не менее, уход Hangouts заметят немногие, по крайней мере, в нашей стране. Мессенджер так и не смог составить конкуренцию WhatsApp* и Telegram.
Да, он тоже позволяет обмениваться сообщениями, звонить, в том числе по видеосвязи, и пересылать файлы. Но как и в случае с Google+, приложение не смогло перетянуть на себя пользователей других более популярных сервисов, в том числе из-за своего не интуитивного интерфейса.
Давайте честно: кто среди ваших друзей и знакомых пользуется Hangouts? Да почти никто. Даже рабочие чаты сейчас у всех в Telegram или WhatsApp*. Ну а для видеоконференции есть удобный во всех смыслах Zoom
Google Allo – еще один сервис, копирующий WhatsApp*. В первый день работы Allo его загрузили 5 миллионов человек. Звучит неплохо, правда на этом развитие сервиса и закончилось, поскольку у WhatsApp* на то время был уже миллиард пользователей!
И дело даже не в функциональности провалившихся приложений от Google. Мы в принципе не любим менять один мессенджер на другой. Даже сейчас, когда Telegram почти во всем уделывает WhatsApp*, перетащить пользователей последнего на приложение от Павла Дурова очень сложно.
Если даже Telegram не в силах переманить всех пользователей WhatsApp*, то какие шансы на это были у Hangouts и Google Алло? Правильно – никаких.
Ну а вторая причина провалов мессенджеров Google – это их количество. Компания почему-то не может сфокусироваться на чем-то одном и довести продукт до ума. У нее всегда россыпь приложений со схожей функциональностью, но все они какие-то сырые.
Google RSS Reader
Многие пользователи до сих пор не могут забыть rss агрегатор Google Reader. Он проработал 7 лет, позволяя читателям просматривать статьи с новостных сайтов и блогов, собирая их временную ленту.
Когда появились слухи о закрытии проекта, пользователи даже стали составлять электронные петиции с просьбой сохранить ресурс. Самая популярная из них даже собрала 100 тысяч подписей.
По одной из версий, закрывая Google Reader, компания хотела перенаправить его аудиторию в уже вышеупомянутый Google+. И как мы сегодня выяснили – это была плохая идея.
Picasa
Появление в 2015 году облачного хранилища Google photos ознаменовало начало конца десктопной утилиты для хранения и редактирования фотографий.
Я напомню, Picasa была хороша тем, что это было именно настольное приложение. Софт не требовал обязательного подключения к сети. Вы могли редактировать свои фотографии и заниматься их организацией на ноутбуке без интернета, в том же самолете, где подключение к сети – это роскошь.
Фотографии с SD карты загружались на компьютер в одно мгновение, и вы сразу же приступали к редактированию или сортировке кадров. Да, Picasa позволяла загружать фотографии в сеть, но это была не основная функциональность.
Пользователи ценили софт именно за возможность десктопной работы вне сети. В нем, например, было удобно конвертировать RAW файлы в сжатые форматы. А еще для многих Picasa заменяла графическиt редакторы, ведь решение от Google было бесплатным.
Понятно, что ничего сложного в приложении сделать было нельзя. Это ни разу не Photoshop, но простой функциональности, типа убрать эффект красных глаз, поправить цвета и что-то отретушировать, – многим хватало с головой.
Google Knol
Это был аналог Википедии, где авторы могли получать гонорар за свои труды за счет рекламы. Писать статьи для ресурса могли только пользователи, указавшие свое реальное имя. Так и мало того, нужно было доказать, что ты эксперт в своей области.
Какое-то время ресурс жил и приносил авторам какие-то деньги. Но как это было не раз, Google не уделял развитию Knol должного внимания. Интерфейс ресурса выглядел устаревшим даже для 2012 года. Сайт выглядел откровенно плохо. И не забывайте, это был проект многомиллиардной корпорации, а выглядел как выпускная работа школьника по информатике.
Да и сами пользователи не видели ценности в том, что авторы Knol работают под настоящими именами и имеют возможность заработать. Спустя год после запуска сервис мог похвастаться лишь 170 тысячами посещений сайта в месяц. Ну а Википедия уже в те годы показывала миллиарды посещений.
Неудивительно, что проект Google Knol так и не смог стать конкурентом для Вики с таким-то отношением к проекту. Knol просуществовал только 4 года и отправился на кладбище в 2012 году.
Что в итоге?
Справедливости ради, отмечу, что Google – не единственная корпорация, за плечами которой много провалившихся проектов. Неудачи того или иного продукта – это нормально, вот только не все компании могут пережить такое количество провалов.
Небольшие разработчики, выпустив два-три неуспешных сервиса, просто разорятся. А вот Google это не грозит. У компании столько денег, что она потянет еще не одну сотню “мертворожденных” проектов.
В истории Google есть неудачи и на рынке железа. Взять тот же Pixel Slide, очки Google Glass и так и не вышедший модульный смартфон Project Ara.